ст. м. «Петроградская», ул. Льва Толстого 9А,
МФЦ «Толстой Сквер»
ст. м. «Парк Победы», пр. Космонавтов 14,
ТРК «Питер Радуга»
20 октября

Опытным путем

Все записи

Основатели «Умной Москвы» открыли новую нишу на рынке научных развлечений
«На нашу первую лекцию пришло около 70 человек. Тогда нам казалось, что это огромный успех, — вспоминает Михаил Кнеллер, генеральный директор компании «Ю Маркетинг». — А теперь у нас на шоу бывает 2000–3000 человек в месяц». Под брендом «Умная Москва» проводятся научные шоу, лекции и фестивали для детей и взрослых. С одних только шоу «Ю Маркетинг» в месяц собирает около 2,5 млн рублей. Прибыльность бизнеса — 40% от выручки. Создатели «Умной Москвы» не первыми додумались соединить науку и развлечения. Но сумели найти на этом рынке свою нишу.

Михаил Кнеллер по образованию географ, Михаил Каптюг — химик. Оба сделали карьеру и работали топ-менеджерами в Begin Group, специализирующейся на маркетинговых услугах для частных школ и дошкольных учреждений, бизнес-школ и вузов. Оба подумывали о собственном деле. Кнеллер заинтересовался увлечением жены, любившей ходить на разного рода познавательные лекции, набиравшие популярность в Москве. Почему бы не сделать что-то подобное? В январе 2013 года Кнеллер и Каптюг зарегистрировали ООО «Ю Маркетинг» (50% долей у каждого). Стартовых инвестиций практически не потребовалось. Аренда зала на 100 кв. м обходилась в 5000 рублей за лекцию. Гонорары лекторам платили с выручки от продажи билетов. Одна лекция по страноведению, российской истории или истории искусств приносила около 20 000 рублей. «Этого, конечно, было мало. Нужно было сильно увеличить количество посетителей. И тогда мы решили делать научные фестивали», — рассказывает Каптюг.

К тому времени в Москве уже существовал ряд проектов, зарабатывавших на популяризации научных знаний. С 2011 года детские познавательные программы развивал Политехнический музей, тогда же появился частный музей занимательных наук «Экспериментаниум». В 2012-м появились «Научное шоу сумасшедшего профессора Николя» и «Научное шоу Открывашка» — развлечения на заказ на дни рождения и прочие детские праздники. На фестивали, которые придумали Кнеллер и Каптюг, — с лекциями, лабораторными опытами и экспериментами — предлагались билеты как на концерт.

В сентябре 2013 года создатели «Умной Москвы» провели в Тургеневской библиотеке «День химии». Рассчитан он был скорее на взрослых, но все гости пришли с детьми. Второй фестиваль партнеры посвятили физике — с программой, ориентированной уже на детей. Финансирование шло по прежней схеме — гонорары ведущим платились с билетных сборов. Выручка «Ю Маркетинг» в 2013 году, по данным СПАРК, составила 1,6 млн рублей, чистая прибыль — 562 000 рублей.

За январь следующего года, организовав шесть «Научных елок», Кнеллер и Каптюг заработали около 400 000 рублей. «Зимние фестивали были настолько успешными, что наши шоу еще долго называли «елками», даже мартовские и майские», — смеется гендиректор «Ю Маркетинг». Формат научных шоу был новым для рынка. По словам предпринимателей, отдельные идеи по оформлению научных мероприятий они позаимствовали в музеях Европы. «Два раза в год стараемся ездить в Англию или континентальную Европу. Англия — Мекка научной популяризации, — объясняет Михаил Кнеллер. — Но мы не копируем. Такого формата, как у нас, там нигде нет».

«Умная Москва» организует шоу по физике, химии, биологии, медицине и географии. Каждая программа имеет два варианта сложности: для детей 7–11 лет и 11–14 лет. Продолжительность — два часа (достаточно, чтобы каждый ребенок поучаствовал в 20 научных опытах), максимальное число участников — 60. За субботу-воскресенье шоу проводится шесть раз (при цене входного билета 1600 рублей набирается около 600 000 рублей выручки). Программу эксплуатируют в течение пяти-шести недель, потом запускают новую.

По словам Кнеллера, сейчас научные шоу приносят «Умной Москве» две трети выручки (по-прежнему проводятся лекции, а также научные мастер-классы и фестивали вроде «Дня химии», есть и сезонный проект «Умной Москвы» — летний научный лагерь). Площадки для шоу и мастер-классов арендуются у городских учреждений, таких как «Парк искусств Музеон» и «Центр творческих инициатив «Перспектива». «Для городских культурных центров мы правильный контент. А арендные ставки здесь ниже рыночных», — поясняет Каптюг.

У «Умной Москвы» есть и совместные программы с «Экспериментаниумом» — в музее не считают ее конкурентом. «Совместные проекты — это некая квинтэссенция всего важного, что необходимо давать детям, для того чтобы профессия ученого в их глазах приобретала все больший вес», — говорит Александра Казачкова, заместитель гендиректора по развитию «Экспериментаниума». Владельцы «Ю Маркетинг» признаются, что самая большая сложность для них — поиск ученых, умеющих общаться с детьми и готовых совмещать работу в проекте со своей основной деятельностью. «У нас есть ведущие — медики из 4-й Городской клинической больницы: жена — врач-терапевт, муж — анестезиолог-реаниматолог, — рассказывает Кнеллер. — Я их как-то спросил: не устаете у нас по выходным? Они отвечают: все это ерунда после суток в реанимации».

Партнеры уверяют, что на рекламу (преимущественно в интернете) они тратят не более 30 000 рублей в месяц, а раскрутились благодаря «сарафанному радио». Когда готовили первый «День химии», то просто разослали пресс-релизы по столичным СМИ — многие написали о новом городском развлечении. И еще кое-что способствует продажам. В стоимость билета на научное шоу входит лекция для родителей, ожидающих своих детей. По словам Михаила Кнеллера, каждый третий родитель по окончании лекции покупает билет на следующее шоу.
«Шоу профессора Николя» и «Открывашка» успешно развиваются по франшизе. «Я не считаю рынок насыщенным, — замечает Иван Боганцев, заместитель гендиректора Политехнического музея. — Мы сейчас распространяем некоторые наши проекты за пределы Москвы, и проблема в том, что такие проекты в новинку и у аудитории нет соответствующих запросов и ожиданий». Для «Умной Москвы» выход за пределы столицы — с сентября 2014 года шоу проводятся в Санкт-Петербурге — оказался не очень удачным. Михаил Кнеллер признает, что для Питера «модель надо чуть изменить, чтобы было выгодно». Возможно, все дело в наличии сильного соперника — научного музея «ЛабиринтУм», предлагающего около 30 программ по химии, физике, математике, биологии, истории и литературе. «Мощных конкурентов у нас нет. По крайней мере в Санкт-Петербурге. Рынок заполнен достаточно простыми программами. А у нас своя тщательно продуманная коллекция экспонатов, созданная руками наших инженеров и сотрудников петербургских университетов, и свой научный театр», — хвалится Максимилиан Пивоваров, гендиректор компании «Кидбург», владеющей «ЛабиринтУмом».

Создатели «Умной Москвы» не отказываются от экспансии, но пока больше думают о своем продукте и его совершенствовании. «Сейчас у нас все дети выполняют одно и то же задание. Мне хочется придумать так, чтобы у каждого была индивидуальная траектория, — рассуждает Кнеллер. — Например, медицина: один — хирург, другой — анестезиолог, третий — реаниматолог. Своя роль, как в театре. И в жизни тоже».

Полный текст статьи читайте на сайте - http://www.forbes.ru/svoi-biznes/istorii-uspekha/303453-opytnym-putem