ст. м. «Петроградская», ул. Льва Толстого 9А,
МФЦ «Толстой Сквер»
ст. м. «Парк Победы», пр. Космонавтов 14,
ТРК «Питер Радуга»
17 марта

Ответы на «Задачки в дорогу»

Домашний эксперт
Все записи

Привет, любознательный друг! 

Ты уже побывал на научных шоу в «ЛабиринтУме» и успел потрогать, попробовать, изучить все механизмы и экспонаты в нашем музее? Но дух исследователя все равно не дает спать по ночам? Тогда не забудь, выходя из «ЛабиринтУма», захватить с собой «Задачки в дорогу» - безопасные опыты для домашней лаборатории! 

Проведя опыты в домашних условиях, приходи на сайт музея и узнай ответы на вопросы, которые я задаю. Например, можно ли использовать пепси-колу в быту или сколько понадобится муравьев, чтобы очистить потемневшую от старости монетку. 

Давай изучать занимательные науки вместе!

Объяснение к заданиям «Химия или магия»:

Опыт 1.
Когда мы нагрели газировку, весь углекислый газ из неё вышел.
Когда мы добавили соду, то частички соды начали реагировать с частич­ками кислоты в газировке. И углекислый газ начал выделяться опять. Многие кислоты умеют «отщипывать» частички не только от соды, но и от других веществ.

Опыт 2.
Монета очистится и заблестит как новенькая.
Потому что тёмный налёт на монете - это соединение ме­ди и воздуха (точнее, части воздуха, которая называется «кислород»). А в кока-коле содержится кислота. Кислота «выдёргивает» атомы кислорода. А медь опять без кислорода - чистенькая и блестящая. Ещё нагляднее будет, если напиток налить в маленькую крышечку от бутылки и погрузить туда монету до половины. Половинка, погружённая в кока-колу, будет блестящая, а та, что осталась на воздухе, - тёмная.
 
Опыт 3.
Монета покроется красным налетом. Почему?
Монетки делают не из чистой меди, а из сплава - смеси меди, алюминия или цинка (это такие металлы). Если кислота долго действует на монету, то частички кислоты «отщипывают» частички алюминия и цинка, остается одна    медь. А чистая медь красноватого цвета.
 

Объяснение к заданиям «Электричество»:

ОПЫТ 1. Скачущие перчинки
Почему?
Когда мы трём крышку шерстяной варежкой, она электризуется и притягивает перчинки.
Если дотронуться до крышки металлической скрепкой, заряды перетекут на неё, и
перчинки упадут вниз или перескочат на другие части крышки, которые еще не утратили заряда .
Статическое электричество через скрепку перетекает на твоё тело, а затем уходит в землю.
Сама по себе скрепка наэлектризоваться не может.

ОПЫТ 2. Упрямые шарики
Предметы из одного и того же материала приобретают одинаковый заряд. А так как одноименные заряды отталкиваются, то шарики, имеющие оба отрицательный заряд, удаляются друг от друга. Лист бумаги не наэлектризован, он имеет одинаковое количество отрицательных и положительных зарядов. Его положительные заряды притягивают отрицательные заряды шариков.

ОПЫТ 3. Огни Эльма
Кроме молнии в природе можно наблюдать и другое электричество. Его описывали моряки всех стран и народов. В тихие тропические ночи на мачтах вспыхивали холодные огоньки. Их видели Христофор Колумб и Фернан Магеллан, и многие другие знаменитые мореплаватели. Их назвали  - огни святого Эльма. При чём тут святой?
Просто такие огни часто появлялись на шпиле церкви Святого Эльма в одном французском городе. Ещё знаменитый римский полководец и император Юлий Цезарь описывал такие огни. Он видел их на кончиках копий солдат, когда они ночью переходили через горы.
Возникают огни Эльма и на самолётах, возле винтов и разных выступающих заострённых частей корпуса. Это «украшение» пилотов не радует - оно создаёт сильные радиопомехи. Но для самолётов и пассажиров огни святого Эльма совершенно безопасны. 
 
Друзья, хотите узнать больше? Приходите ко мне на научные шоу программы «Таинственный мир электричества» и «Война токов»
 

Объяснение к заданиям «Фатальная заморозка»:

Ответы для сайта:
1. Почему, если дохнуть себе на руку, получается ощущение тепла, а если дунуть, то ощущение прохлады?     Выдыхаемый воздух весьма влажный и имеет температуру близкую к 36.6.
Кожа на наших руках  холоднее (зимой тем более). Это означает, что если дохнуть на руку, то на её холодной поверхности влага будет конденсироваться, отдавая тепло (также как в бане, когда поддашь на каменку, пар, конденсируясь дает ощущение подъема температуры, хотя она и не изменилась). Подышите медленно на ладонь, она будет чуток влажной – значит, конденсация произошла, а, значит и отдача тепла. Если сильно дуешь, то поток воздуха уносит молекулы пара, вследствие чего испарение с руки усиливается, а на это нужна энергия, она отнимается от руки. И мы ощущаем прохладу.
Медленно дуем - преобладает конденсация с выделением тепла, быстро дуем - преобладает испарение с поглощением тепла.

2. Почему мокрые пальцы примерзают зимой к металлическим предметам и не примерзают к деревянным? Металлы обладают очень высокой теплопроводностью, они   очень быстро отводят  тепло (обрати внимание, как быстро нагревается верхний кончик ложки в стакане с горячим чаем) Поэтому вода на руке успевает даже за доли секунды превратиться в лед,  и пальцы примерзают. А дерево - хороший теплоизолятор, оно наоборот хорошо  сохраняет тепло, поэтому, например, стены домов часто делают из дерева. Поэтому деревянная ручка не успевает отвести достаточное количество тепла, чтобы вода на пальцах превратилась в лед.

3. Метеориты, пролетающие через атмосферу, нагреваются и даже светятся. Однако, наблюдались и такие явления: метеорит попадает в болото, и оно всё замерзает! Почему?
Метеорит находясь в космическом пространстве имеет крайне низкую температуру. Даже когда он входит в земную атмосферу, он не успевает сильно нагреться целиком . Всему виной его низкий коэффициент теплопроводности . Хоть его верхняя часть за счет сил трения о воздух раскаляется до огненного шлейфа , сам метеорит внутри удерживает чудовищно низкие температуры . Конечно сказывается еще и его масса . Обладая значительной теплоемкостью, он способен при нагревании от воды болота, куда метеорит угодил, забрать достаточное количество тепла, чтобы оказаться замурованным в ледяной панцирь. А также если метеорит из космоса входит в земную атмосферу под углом и по направлению вращения Земли, тем самым при минимальной его скорости к точке падения силы трения о воздух не сильно его нагревают, и он продолжает нести в себе огромное количество сильно охлажденного льда. И поэтому метеорит способен при падении заморозить болото и не только.

4. Космонавт, находясь на поверхности Луны, вскрыл ампулу с водой. Как будет вести себя вода?Луна не имеет атмосферы. Если там оказывается вода бывшая до того при нормальных условиях, тогда при вскрытии ампулы,  она сначала вскипит, а потом замёрзнет. При снижении давления температура кипения снижается, а температура замерзания повышается.
Это явлением ты сможешь  увидеть в лаборатории нашего музея.
 

Объяснение к заданиям «Морозилкины секреты»:

ОПЫТ 1. Сила льда
Почему?  Когда вода замерзает, она расширяется и становится твёрдой, вырываясь за пределы сосуда. Сила увеличивается в несколько раз и поэтому может сломать даже очень прочные предметы. Именно по этой причине вода разрывает прочные водопроводные трубы и разрушает горы.
ОПЫТ 2. Лёд на удочке
Почему?   Подсоленный лёд тает, так соль сдвигает точку замерзания. Точка — замерзания- это температура, при которой вода переходит из жидкого состояния в твёрдое. При замерзании воды образуются ледяные кристаллы правильной формы. Соль нарушает структуру кристаллов, поэтому температура замерзания воды становится ниже.  Соль растворила лёд. Но чем больше льда растает, тем меньше будет концентрация соли в талой воде. И её уже не хватает, для таяния льда, и кубик снова замерзает.
Теперь ты знаешь, зачем зимой заснеженные дороги посыпают солью.

ОПЫТ 2. Буря в стакане
Вода не польётся через край. Лёд растает, а уровень воды не изменится, в тарелку не упадёт ни капли.
Почему?   Ты уже знаешь, что одним из любопытных свойств льда является его способность расширяться по мере образования. Иными словами, вода замерзает, и, обладая прежней массой, начинает занимать больше места (примерно на 9%). Это означает, что лёд имеет меньшую плотность по сравнению с водой – его молекулы расположены дальше друг от друга, нежели молекулы воды. Поэтому талой воде хватит места, после таяния льда.
Во льдах Антарктики содержится большая часть всех запасов пресной воды на Земле. Учёные подсчитали, что, если ледники растают, уровень мирового океана поднимется на 60 метров. Но ведь это противоречит эксперименту? Вовсе нет. Учёные при подсчете имели в виду льды, расположенные не в океане, а на суше.
Когда этот лёд растает, вода потечёт в океан и его уровень поднимется.
 
Друзья, хотите узнать больше? Приходите ко мне на научные шоу программы «Фатальная заморозка» и «Морозилкины секреты». 
 

Объяснение к заданиям «Трюки с магнитами»:

ОПЫТ 1. Самодельный магнит
Почему?   У тебя получилась катушка индуктивности. Когда по катушке течет ток, между полюсами батарейки, возникает магнитное поле. При этом мельчайшие частицы металла внутри болта - их называют «элементарными магнитами», выстраиваются в определённом порядке. То есть все эти крохотные магниты указывают южным полюсом в одну сторону. А значит, и весь болт теперь имеет южный и северный полюса и становится магнитом. И если его поднести к железным предметам, таким как гвоздь, то они тоже приобретут свойства магнита.
Если болт сделан из твёрдой стали, он сохранит магнитные свойства и после отключения его от батарейки.

ОПЫТ 2. «Сокровища» в бутылке.
Почему?  Магниты притягивают к себе некоторые предметы. Это явление называется - магнетизмом, а материалы магнетическими. Найди предметы в доме, которые притягиваются к магниту.

ОПЫТ 3. Битва Магнитов
Почему?  У каждого магнита есть два полюса- северный и южный. Между одинаковыми полюсами возникает отталкивание, а между разными – притяжение.
 
Друзья, хотите узнать больше? Приходите ко мне на научные шоу программу «Загадки магнетизма». 

Объяснение к заданиям «Эврика»:


ОПЫТ 1. Живая и мёртвая вода
Почему? Картофель тонет, потому что плотность воды в банке меньше, чем плотность картофеля. Долевая в банку «живую» воду, мы, увеличивая плотность воды, увеличиваем выталкивающую силу, и клубень всплывает. Добавляя «мёртвую», мы уменьшаем плотность воды и клубень опять утонет. 
Подливая то одну, то другую жидкость, можно получить раствор, в котором клубень не будет всплывать на поверхность, но и ко дну не пойдёт. Если плотность тела равна плотности жидкости, то оно плавает в состоянии безразличного равновесия.
Оказывается, в море плавать чуть-чуть легче, поскольку плотность соленой морской воды немного больше, чем пресной. Обычно это помогает мало. Однако есть водоемы с очень соленой водой. Таково Мертвое море в Израиле. Там вода настолько соленая, что утонуть, в ней практически невозможно. Но и жизни в ней нет тоже. 

ОПЫТ 2. Картезианский водолаз 
Почему? 
Дело в том, что мы немного сжали воздух и это давление передалось воде. Вода проникла в пипетку - она стала тяжелее и утонула. При прекращении давления сжатый воздух внутри пипетки удалил лишнюю воду, наш водолаз" стал легче и всплыл. Если в начале опыта "водолаз" вас не слушается, значит, надо отрегулировать начальное количество воды в пипетке.
Когда пипетка находится на дне бутылки, легко проследить, как от усиления нажима на стенке бутылки вода входит в пипетку, а при ослаблении нажима выходит из нее.

ОПЫТ 3. Тонет-не тонет
Почему? Правильно, плотность тела человека примерно равна плотности воды, и при почти полном погружении выталкивающая сила полностью компенсирует вес.
И уж если так случилось, что человек начал тонуть где-нибудь на глубоком месте, то лучше звать криками на помощь, а не привлекать внимание взмахами рук. 
Поскольку, выставляя руки из воды, он уменьшает свой объем, погруженный в воду, и выталкивающую силу, а тем самым способствуете дальнейшему погружению.

Друзья, хотите узнать больше? Приходите ко мне на научную шоу-программу «Эврика» 

Объяснение к заданиям «Семь граней света»:

ОПЫТ 1. Краски света
На бумаге появится радуга.
Почему? Сам по себе свет кажется белым, но он состоит из лучей разного цвета или волн разной длины. Стакан воды может изменить направление разноцветных лучей как призма, преломляя их, и делая видимыми. Луч определённого цвета имеет свой показатель преломления, т.е. каждый из цветовых лучей отклонится на свой угол. И они выйдут из стакана с водой в разных точках и перестанут сливаться в один белый свет. Так возникает разноцветная радуга.

ОПЫТ 2. Синева неба
Если луч света падает на поверхность раствора вертикально, то кажется, что раствор окрашен в голубой цвет. При попадании луча сквозь стекло стакана кажется, что раствор стал розовым, а сам луч - возможно, жёлто-оранжевым.
Почему? Получившийся раствор преломляет лучи света, подобно нашей атмосфере. 
В природе солнечные лучи рассеиваются мельчайшими частицами в неоднородных слоях атмосферы. При этом оказывается, что волны соответствующие фиолетовому и синему цветам, рассеиваются сильнее других волн. Из-за этого нам и кажется, что Солнце бледно-желтоватого цвета, а небо - голубое.
Но такой световой и цветовой эффект виден только с Земли. В космосе все немного иначе... Так как там нет атмосферы, то все видно в первозданном виде: Солнце на самом деле ярко-белого цвета, а небо, т.е. пространство космоса, - абсолютно черное. Сейчас мы это знаем благодаря разным спутникам и космонавтам, побывавшим в космосе.

ОПЫТ 3. Стеклянный глаз
На бумажном полотенце появится перевёрнутое изображение вырезанной фигурки.
Почему? Лучи отражённого света попадают в лупу, преломляются и падают на бумажное полотенце. Появляется перевёрнутое изображение фигурки. Такая установка действует подобно глазу: ваза круглой формы выступает в роли стекловидного тела глаза, лупа - хрусталик, а бумажное полотенце - сетчатка.

Друзья, хотите узнать больше? Приходите ко мне на научную шоу-программу «Семь граней света».